Для ТЕБЯ - христианская газета

О счастье и свободе
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

О счастье и свободе


О счастье и свободе

Эпиграф: «Отсутствие свободы – это когда тебя заставляют делать и говорить то, что ты не хочешь делать и говорить»

Понятие свободы, включает в себя множество значений, начиная с свободы физических тел и заканчивая свободой духа. Об этом уже написано много, и говорено тоже. Однако, свобода, это понятие абстрактное и каждый понимает её по своему. Для примера, известное определение – «Свобода, - это осознанная необходимость», повергает нас в пучину ещё большей абстракции, потому что придётся давать определение ещё и понятию необходимости.
И тут мне в голову пришло решение, которым пользуются уже несколько тысяч лет, в попытках определить, что такое Бог в иудаизме и христианстве, или что такое Абсолют, в индуизме и буддизме. В христианстве, например, существует апофатическое богословие, которое определяет Владыку и Создателя вселенной, через отрицательные эпитеты, в силу того, что аналога Бога ни в физическом, ни в духовном смысле не существует, так как природа его не определима, невидима и не чувствуема...
На мой взгляд, значительно нагляднее можно представить себе и Свободу, описывая её, в отрицательных понятиях, то есть так, чтобы сразу было понятно о чём речь. Ведь очень трудно спутать свободу и несвободу, которая так наглядно и осязаемо присутствует в нашей жизни.
Замечательно, определяет Свободу Иисус Христос, чьи слова записал Иоанн Богослов, в своём Евангелии. Иисус говорил свои ученикам и последователям: «Познаете Истину, и она сделает вам свободными» и чуть далее говорит: «Я есть Истина и Путь» Иначе говоря, Иисус Христос, призывает познать и следовать Его Новому Завету. Тогда, не надо будет искать или мучительно выбирать между добром и злом, решая, что есть добро и чем оно отличается от зла. Ведь зло, часто рядится в одежды добра и без Учителя и Учения трудно отделить одно от другого. А Новый Завет Иисуса Христа даёт нам высокую цель и глубокий смысл нашей короткой жизни, открывая всю красоту взаимной любви и самопожертвования на благо людей. И ведь подлинный христианин после смерти, может попасть в Царствие небесное, где страждущий успокоится, а алчущий насытится.
Но, что значит следовать Новому Завету – спрашивали своего Учителя апостолы и ученики? И он отвечал им: «Отвергнитесь мира сего и «неся» свой крест», следуйте моим увещеваниям и наставлениям. И далее поясняет: «Ибо Царствие Моё, не от мира сего...».
Надо сказать, что вообще, почти все нравственные и моральные принципы в Ветхом Завете, носят апофатический характер. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не смотри алчным и похотливым взором вокруг себя»... И ещё много, много «не», определяют не только то, что есть праведная жизнь , но и что есть свобода. Свобода человеческая, называемая Иисусом свободой Духа, невидима, не определяема, но мысленно ощутима и понятна. Иисус Христос говорит, странные для любого Учителя слова: «Свободный дух дышит (живёт) где хочет!» Вот и пойди, угадай, где он находится в данную минуту. Нам кажется, что мы свободны, и вдруг обнаруживается, что свобода, уже давно покинула нас и мы пребываем в рабстве своих привычных, обыденных представлений и норм.
И тут вспоминается Его ответ на этот трудный вопрос. Сам Назарянин нам его подсказывает, говоря – «Наша свобода в Боге» Что это может значить?!
Мне думается, что только тогда, когда мы любим Бога и ближних, как самих себя, - мы свободны, потому что главным авторитетом, целью и смыслом нашей жизни становится Любовь – то есть Бог. Иначе говоря, Иисус Христос нам растолковывает, «что Бог – это любовь», что человек радуется, когда любит всех людей вокруг себя, и потому, мы, любя других как самих себя, становимся свободными, даже если сидим в тюрьме, служим в армии, или работаем с утра до вечера на тяжёлой и грязной работе. Здесь получается, что наше физическое тело несвободно, но дух наш – свободен даже если нас содержат за бетонными стенами, за семью замками!
Вспоминается рассказ Владыки Антония Сурожского, о своей юности и проявления молодой и сильной веры в Иисуса Христа, которую он ощутил после прочтения Евангелия от Марка. Будущий Владыка, вдруг почувствовал присутствие Иисуса Христа рядом с собой. Он рассказывает, что назавтра, когда жизнь «продолжилась» после этого события, идя по улице, ему хотелось сказать всем прохожим, что он любит их и готов претерпеть любые физические муки за них! Этот рассказ Евангелиста, о жизни и учении Христа, настолько поразил его душу, что остался в сердце неистребимым сокровищем, на все времена!
... Особо, хочется отметить в Евангелиях, Нагорную Проповедь, которая даёт нам набор правил, выраженных простыми словами и положительными образами: следуя им, мы станем не только свободными, но и счастливыми. Если представлять общий замысел Нагорной Проповеди, то мы вдруг осознаём, что в ней выражены общие для большинства религий установки и советы. Невольно, начинаешь понимать, что христианство и буддизм, очень близки в понимании свободы, а значит и человеческого предназначения. Христово «отвергнись», очень напоминает предложение Будды избавиться от Майи, как от не подлинной жизни!
Конечно, следуя рекомендациям высказанным в Нагорной Проповеди, нельзя забывать, что человек «грешен», несовершенен по природе и что обожение человека, его самоусовершенствование и самоусложнение, - это не столько результат, сколько «путь», к этому. В силу происхождения, человек несёт в себе как божественные, так и животные начала и потому, вся жизнь человека верующего превращается в борьбу с инстинктами, имеющими общее название – грех или грехи.
Нечто подобное происходит и в стремлении к свободе. Человек, опять же в силу своего происхождения и воспитания, никогда не бывает свободен совершенно, и только движется от несвободе к свободе. Путь к свободе – это долгий путь к обожению человека и человечества. В определённом смысле, быть совершенно свободным – значит стать Богом, то есть человеком вне земных обязанностей и существования. Этого, конечно невозможно достичь, даже живя на далёком острове, в одинокой келье.
Может быть поэтому, Иисус Христос и говорил своим ученикам: «Царствие Моё, не от мира сего!» Но именно поэтому, христиане понимают смерть как некое избавление от земной суеты и фальши, и именно поэтому они возлагают свои надежды на осуществление мечты о «небесной жизни», которая последует вслед за кончиной.
И все таки, и в нашей жизни бывают минуты, когда мы можем сказать себе – «Наконец то я свободен, пусть хоть на несколько мгновений!» И в этот момент, мы бываем счастливы, ярко и незабываемо, и по этим «райским» моментам, мы можем судить о величии и красоте свободы, как переживания глубокого всеобъемлющего чувства счастья!
В моей жизни, тоже были такие мгновения. Вспоминаю, как однажды, я шел глухим, заросшим лесом, жарким летним днём, и изнывая от жары и укусов комаров, вытирая то и дело солёные капли пота с лица, думал, что это какая – то каторга...
Чуть позже, я вышел к сухим болотам, и выйдя на середину одного из них остановился. Над головой светило с синего чистого неба, ярко-золотое солнце, и теплый ветерок, напоённый таёжно – луговыми ароматами овевал моё лицо. Под ногами, был толстый, зелёный ковёр упругого мха, а вокруг, росла морошка, ярко-желтая, спелая и очень вкусная. И так велик был контраст с тем, что я испытывал ещё полчаса назад, так красиво и дивно было вокруг, что я упал на спину, на этот природой созданный ковёр, и со счастливой улыбкой, глядя в синее небо проговорил вслух: «Господи! Благодарю тебя за эти мгновения счастья и благоговейно преклоняюсь перед твоей творческой силой и величием!!!»
Бывали и другие моменты в жизни, когда я готов был повторять эти слова. Это бывало и тёмной ночью, тоже в тайге и в одиночестве, когда всё живое вокруг спит, и только серебряная луна, освещала замеревшую вокруг природу. На тёмном небе от края до края небесной сферы рассыпаны мириады серебряных звёзд и созвездий, бесконечной и разнообразной Вселенной, в которую включён и я, такой маленький на фоне этого безмерного величия, но ощущающий полную сопричастность этому миру...
И вдруг, в душе поднималась волна несказанной радости и благодарения, создателю этой земной жизни и меня самого. И невольно на ум приходили простые слова Иисусовой Молитвы: «Господи, Иисус Христос, Сын Божий, спаси и помилуй меня!» Но одновременно, появляется желание сказать слова благодарности Создателю, за эти мгновения внутреннего покоя и удовлетворения. Хотелось сказать высокие слова благодарности тому, кто дал возможность каждому человеку, не только появиться на свете, но и пережить эпопею становления личности, со всеми её горестями и радости. А часто, горестей и переживаний бывает намного больше, чем радостей, и потому, оправданы слова Господа, о страданиях, как неизбежной особенности христианина...
Но Иисус Христос, так же говорит, что пройденные человеком испытания, приводят его к радости, к осознанию жизни, как длящихся непрерывных испытаний – искушений, в преодолении которых и видится жизненная задача христианина...
Эта постоянная борьба в душе человека, между животными инстинктами и проявлениями божественной искры, заложенной в нас существом высшим и безгрешным, при малейших успехах, приносит несказанное удовлетворение. Этим наверное объясняется состояния аскетов и отшельников, называемое видением «фаворского света». И как мне кажется, именно это состояние внутренней, развивающейся свободы, даёт ощущение радости и даже счастья.
В чём же оно проявляется? Думается, что со временем, преодолевая давление множества инстинктивных желаний, характеризующих простую животную жизнь, мы приходим в состояние «не хотения» и довольства тем, что имеем. Мы перестаём повиноваться давлению несвободы – инстинкта, и в каком то смысле становимся, «как боги», начинаем, пусть фрагментарно, определять принципы и идеалы жизни, которые рано или поздно помогут нам осознать значение обретённой свободы при выборе целей и предназначения нашей жизни.
Я уверен, что аскетизм и удаление от соблазнов «обыденной» жизни, - это проявления той искры божественности, которая заложена в нас во времена одухотворения «физического» человека, божественным духом. Поэтому то, человек, не «земная пыль», в которую и возвратиться после смерти. Есть нечто, в этом создании, что произошло от «вечного» Бога, и потому, умирая, мы оставляем после себя не только материальные «артефакты», но и духовные деяния, которые остаются в человечестве, как часть проявлений феномена «человеческой свободы»...
Зима 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кабаков Владимир Кабаков, Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.

e-mail автора: russianalbion@narod.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 4041 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Не для меня придет весна - Николай Николаевич

Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана
8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев). В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами. Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё! Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.

Не отдавайте славу бесам - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Пустышка - Васильева Валентина Яковлевна

Поэзия :
Не дарите мне, люди, иконы - Татьяна Дементьева.
Написано 26 мая, накануне дня Пятидесятницы, именуемой в народе Троицей.

Публицистика :
Вышли от нас, но не были наши - Николай Николаевич

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.4orU.org - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting




Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум